Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков

 

 

Дети – это наше будущее, а за здоровье детей, как физическое, так и психическое, отвечаем мы – взрослые. Как это ни печально, Россия занимает первое место среди суицидов и суицидального поведения детей и подростков в мире. Причем, каждый год количество суицидальных попыток возрастает на 1 – 2%.
Своевременное выявление суицидального поведения и профилактика попыток самоубийства ложится, в первую очередь на родителей и педагогов, хотя не менее важную роль в этой задаче играют психологи и психиатры.

Причины суицида
Сообщения покончить с жизнью возникают без внешних провокаций и, как правило, проявляются в виде шантажа близких: «Ах, вот вы как! А я, значит, так сделаю!». Мотивами суицида у подростков и детей выступают следующие:
Отсутствие зрелого понимания смерти
Подросток не отдает себе отчета в том, что смерть – это навсегда. Он думает, что вот попугаю «их» и все вернется назад и проблемы исчезнут. Осознание смерти и страх ее формируется лишь к 18 и позже годам.
Нет в обществе признанной идеологии
В стране, где нет устойчивых понятий о родине, о семье и прочем, подростки гораздо чаще чувствуют себя ненужными и пребывают в депрессии.
Раннее начало половой жизни
Имеет 2 стороны: с одной подростки чувствуют себя взрослыми, а с другой раннее начало интимной жизни приводит к серьезным разочарованиям. Например, это может быть потеря возлюбленного (он/она бросил меня), нежеланная и, естественно, неожиданная беременность, половые болезни и прочее. Таким образом утрачивается цель жизни и невозможно наметить пути достижения.
Психические состояния
Депрессии и различные психозы в трети случаев ведут к самоубийствам у детей. Такие подростки утрачивают вкус к жизни, не могут испытывать яркие  положительные эмоции и наслаждение от того, от чего получали ранее. Ребенок ощущает безнадежность, безысходность, вину и самоосуждение, становится раздражительным и тревожным. К соматическим проявлениям тревоги относятся дрожание, частое дыхание и сухость губ. Подросток либо мучается бессонницей, либо сонлив днем, возникают необъяснимые боли в голове или животе. Психогенные нарушения и психические состояния обусловлены серьезными потерями (утрата здоровья, смерть близких или друга, перемена места жительства).
Физическое состояние
Дети, у которых имеются серьезные заболевания: туберкулез, онкологическая патология или проблемы с сердцем. Причем попытка суицида случается на этапе обследования, когда диагноз еще не установлен.
Прочие

  • Дисгармоничные отношения в семье — длительные и непрекращающиеся конфликты с родителями, братьями/сестрами.
  • Саморазрушаемое поведение у подростка — к этому пункту относится неумеренное потребление алкоголя, наркомания, общение с асоциальной компанией.
  • Школьные отношения. Подростки большую часть времени проводят в школе, где у них могут быть конфликты как с учителями, так и с одноклассниками.
  • Материальные и бытовые трудности. Это редкая причина самоубийств у подростков.

Говорить конкретно о каком-либо одном мотиве суицида нецелесообразно. К суицидальному поведению приводят сочетание нескольких опасных факторов, которые сохраняются продолжительное время.
Подростки, предрасположенные к суициду
Выделяют так называемые «группы риска», в которые входят подростки, имеющие один или несколько факторов, значительно увеличивающих вероятность суицида. Высокий суицидальный риск  отмечается при наличии следующих обстоятельств:

  • парасуицид, то есть в анамнезе имеется неудачная (незаконченная) попытка самоубийства – вероятность повторной попытки суицида составляет 30%;
  • аутоагрессия – стремление к самоповреждению;
  • самоубийства среди родственников;
  • алкоголизм и наркомания (продолжительный прием алкоголя или наркотиков усугубляет депрессию, обостряет чувство вины и собственной никчемности) – у несовершеннолетних вероятность суицида составляет 25 – 30% и в ряде случаев возрастает до 50;
  • суицидальные угрозы (и прямые, и скрытые);
  • подростки – «одиночки», не умеющие устанавливать нормальные межличностные отношения;
  • депрессивные состояния, особенно затяжные;
  • сверхкриктика к самому себе;
  • наличие хронических или смертельных заболеваний;
  • перенесенные унижения или тяжелые утраты (потеря близкого, друга, родственника);
  • психологическая неудовлетворенность (несоответствие между реальными достижениями и предполагаемыми успехами);
  • проблемы в семье (развод родителей и прочее);
  • ощущение тотального одиночества (подростки, отвергнутые окружением).

Рекомендации родителям
Родители должны знать, что любое суицидальное поведение у ребенка начинается с депрессии. Поэтому предупреждение самоубийства ребенка следует начинать с профилактики и принятия мер по устранению упаднического настроения:
Внимательное отношение и разговоры
С ребенком необходимо постоянно разговаривать, искренне интересоваться не только его состоянием, но и планами, нерешенными проблемами и трудностями. В беседах с подростком родители должны его настраивать на «оптимистическую установку», вселять уверенность в достижении поставленных целей. С ребенком необходимо говорить о будущем (в позитивном ключе), помогать разрешить возникшие трудности, анализировать их и искать оптимальные пути их преодоления. Ни в коем случае в общении с подростком родителям не допускается упрекать его « постоянно недовольном виде и ворчании», сравнивать ребенка с другими, более успешными, бодрыми и положительными детьми. Также следует стараться раскрыть ребенку в себе позитивные стороны и скрытые ресурсы личности. Для повышения самооценки подростка допускается сравнения его «вчерашнего» с ним «сегодняшним» и настроить на еще более успешный вариант «подростка-завтрашнего».
Новые дела
Положительную роль играет введение в обыденную жизнь ребенка новых дел. Родителям важно вместе с подростком ежедневно узнавать что-то новое и полезное, выполнять то, чем раньше не занимались (подойдет увлечение любым хобби, совместные прогулки или чтение и обсуждение книг). Стоит записать ребенка, как и самих родителей, в тренажерный зал или совместное выполнение утренней гимнастики. Рекомендуется пересмотреть варианты выполнения домашних дел, провести генеральную уборку в доме или даже ремонт. Как вариант – приобрести любое домашнее животное (возможно о нем и мечтал ребенок в детстве), а уход за новым членом семьи мобилизует подростка и настроит на позитивное восприятие жизни.
Соблюдение режима дня
Важно установить и следить за соблюдением режима дня ребенка. Следует обратить внимание на достаточный и полноценный сон, своевременное и правильное питание, продолжительные прогулки на свежем воздухе и активные движения (спортивные игры). Улучшение физического состояния первый враг депрессии.
Необходимость консультаций со специалистами (психолог, психотерапевт).

Памятка педагогам
Не меньшую роль в предотвращении суицидов у подростков играют педагоги (ребенок большую часть времени проводит в школьных стенах), которые должны учитывать поведение ребенка в школе и его межличностные отношения.
Рекомендации педагогам:

  • внимание и слушание подростка (ребенок страдает от одиночества и желает поделиться наболевшим);
  • верная формулировка вопросов, спокойное и доходчивое расспрашивание о сути тревожной ситуации, предложение о помощи;
  • отсутствие осуждения и удивления в ответ на услышанное;
  • признание «беды» ребенка как факт (отрицание проблемы заставляет подростка чувствовать себя никчемным и мелочным);
  • разрушение ореола трагичности о своей смерти у подростка;
  • отказ от утешений, но убедить ребенка во временном характере проблемы;
  • вселение реальной надежды на преодоление трудностей, укрепление его веры в себя и в собственных силах;
  • проявление понимания и сочувствия;
  • осуществление контроля за поведением учащегося, анализ его отношений со сверстниками.

Подростку – суициденту
Каждый человек хоть раз в жизни оказывался, казалось бы, в невыносимой и чудовищной ситуации, когда выходом из нее является лишь добровольный уход из жизни. Но из любого положения всегда есть выход, и найти его – первая задача для человека, решившегося на суицид. В самостоятельной борьбе с кажущимися непреодолимыми трудностями помогут следующие советы:

  • Жизнь тебя не оставит, всегда найдется лазейка или промелькнет луч надежды на решение проблемы. Кривая вывезет всегда (как вариант – авось).
  • Прими трудную ситуацию как неизбежное, но не перекладывай решение своих проблем на плечи других, пережить кризис сможешь только ты сам, а не кто-то другой.
  • Поделись своими мыслями, переживаниями, затруднениями, не избегай общения с людьми.
  • Поройся в памяти и припомни человека, который столкнулся подобной или еще более трудной проблемой, вспомни, как он ее преодолел и возьми этого человека за образец.
  • Не все поступки и слова окружающих несут цель обидеть тебя и причинить боль. Успокойся и посмотри на отношение к тебе окружающих с другой стороны.
  • Формулируй верные выводы. Отрицательный результат (в данном случае поражение) тоже результат и дарит тебе бесценный жизненный опыт.
  • Предательство одного человека совсем не означает, что абсолютно все люди «такие», а двойка на экзамене – еще не конец, а лишь начало для серьезной борьбы (в данном случае за знания).
  • Не стоит «зацикливаться» на случившемся, пережевывать снова и снова неприятную ситуацию. Забыть ее невозможно, но закинуть «на чердак памяти» вполне реально.
  • Занимайся аутотренингом.
  • Старайся отлично выглядеть – всем врагам и проблемам назло.
  • Не стыдись просить помощи, люди в большинстве своем с удовольствием ее окажут.
  • Если есть возможность, оправься в путешествие, неважно, что это ближайшая деревня, дача или просто поход с друзьями.
  • Радуй себя даже в мелочах, купи вкусное или очень желанное.
  • Займись спортом.