Ритмика:

 

     

 

              

Большое значение в физическом воспитании младших школьников принадлежит упражнениям под музыку: ритмике, аэробике, степ - аэробике и танцевальным упражнениям. Это связано с их разнообразием, высокой эмоциональностью, возможностью разносторонне влиять на организм, минимальной потребности в специальном оборудовании. Программа разработана с учётом анатомо-физиологических особенностей детей начальной школы.Цель ритмики - подвести её последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий - не столько «Я знаю», сколько «Я ощущаю», и, прежде всего, создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения. Ритм музыки теснейшим образом связан с моторикой, мышечной реактивностью человека. Нервная система, как и мускулатура, поддаётся развитию, поэтому человек, владеющий чувством ритма, будет лучше играть, танцевать, петь (ритм является базой для всякого искусства: музыки, поэзии, скульптуры, архитектуры и др.). Замечено, что ритмичность, воспитанная посредством музыки и движения, положительно влияют на самочувствие и, настроение учеников, исправляют недостатки физического и психического характера. Ритмика воспитывает те невидимые способности, которые управляют взаимодействием духа и тела, которые помогают нам проявлять во внешности то, что внутри нас. К занятиям ритмикой рекомендуется приступать с самого раннего возраста. Дети подвижны, они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение, она пробуждает у них светлые и радостные чувства. Ребёнок получает огромное удовлетворение от свободных и лёгких движений, от сочетания музыки с пластикой тела, у него повышается жизненный тонус. Ритмика и хореография различаются своеобразием и спецификой, каждая имеет своё программное содержание, свой репертуар. Отдельные элементы хореографии включаются в урок ритмики, но полностью один предмет другой заменить не может. Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, целостное восприятие ее содержания и характера не исключает дифференцирования отдельных средств музыкальной выразительности, доминирующих в том или в другом музыкальном произведении (темповых, динамических и регистровых изменений, метроритмических соотношений, особенности структурного построения в связи с развитием музыкальных образов, которые могут быть наиболее естественно и логично отражены в движении). Программное содержание курса ритмики включает работу над музыкально-ритмическими навыками и навыками выразительного движения, очень тесно друг с другом соприкасающимися, разделение которых носит условный характер и дается в учебных целях. Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят учащихся к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки, смены темпа, динамических и регистровых изменений, воспроизводить метроритмические особенности через движение, анализировать форму произведений. Здесь прослеживается особенно тесная связь ритмики с теорией музыки и сольфеджио, хоровым пением, игрой на музыкальных инструментах. Навыки выразительного движения направлены на тренировку и совершенствование культуры движений, которые в процессе занятий становятся более ритмичными, свободными, выразительными, координированными, пластичными. Они заимствуются из области физкультуры (основные движения, гимнастические упражнения с предметами и без них, построения и перестроения), танца (элементы народных и бальных танцев, движение характерного танца, отдельные элементы современных танцев), из области сюжетно-образной драматизации. В работе над навыками и выразительного движения уделяется самое серьезное внимание взаимосвязи движения и музыки. Значительное место отводится заданиям, развивающие художественно-творческие способности учащихся, воображение, инициативу, самостоятельность. Важен правильный побор музыкальных произведений для занятий. На ритмики звучат произведения русской и зарубежной классики, народная музыка, сочинения современных, отечественных и зарубежных композиторах. Художественная ценность музыки, ее разнообразие и действенность, доступность восприятию учащихся - основные требования, которые необходимы, учитывать при подборе музыкального материала для занятий. Занятие ритмикой направлены на воспитание организованной, творческой, гармоничной личности. Самым доступным движением для детей являются естественные, или основные, движения: различные виды ходьбы, бега, подскоков, прыжков, пружинные движения ног. При помощи этих несложных движений легко усваиваются на первых порах представления о ритмике как предмете, тесно взаимосвязанной с музыкой. Не случайно в пособие включено много маршевой музыки, произведений удобных для исполнения бега, подскоков и пружинистого шага. Изменение характера музыки, появление каких-то новых оттенков, интонаций в том же характере непременно влечет за собой изменение характера движений. Ритмическая гимнастика («Р.Г.»)- традиционный вид гимнастики, оздоровительно-развивающей направленности, основанный на подчинении двигательных действий, задающему ритм и темп музыкальному сопровождению. Р.Г.представляет собой системы гимнастических упражнений, включающих упражнения общеразвивающего характера, циклические движения (ходьбу, бег, подскоки, прыжки, танцевальные элементы), выполняемые в заданном темпе. Взаимодействие ритмической гимнастики на организм, занимающихся можно определить как комплексное. Поскольку упражнения носят поточный характер, то нагрузка ложится прежде всего на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат. Движение и их соединения координационного характера совершенствуют двигательные способности, расширяют двигательный опыт, формируют правильную осанку и рациональную походку, воспитывают общую культура движений и стиль поведения, при определенных условиях могут прививать эстетические вкусы. В процессе выполнения комплексов совершенствуются выносливость, подвижность суставов, и силовые качества. В целом направленное воздействие ритмической гимнастики заключается в поддержании здоровья ( по теории валеологии - в «зоне устойчивого здоровья»), в гармоничном физическом и функциональном совершенствовании. При этом решаются достаточно важные частные задачи: увеличение степени общей двигательной активности, коррекция фигуры, психологическая разрядка. Содержание Р.Г. составляют: - движение отдельными звеньями тела, типа сгибаний и разгибаний, поворотов и вращений (с большими или меньшими напряжениями), махи; - разновидности ходьбы, бега, подскоки и прыжки; - элементы вольных упражнений и художественной гимнастики; - танцевально-хореографические элементы. Выполнение их в ритмической гимнастики имеют свои особенности: - каждые упражнения в отдельности достаточно просто и поэтому доступно практически всем возрастным категориям учащихся; - многократные повторения каждого движения, их сочетание в связках, сериях и целом потоке - определяют их аэробный характер, стимулирующий работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем и обеспечивающий нагрузку опорно-двигательного аппарата. - отдельные упражнения объединяются в комплексы, позволяющие включить в работу большое количество мышечных групп, обеспечить гармоничность воздействия. Данная система физических упражнений складывалась и развивалась на протяжении нескольких столетий на основе опыта на основе опыта нескольких гимнастических школ. Исторически сложившаяся формула Р.Г. выглядела так: «танец - музыка - физическое упражнение». Аэробика - привлекает своей эмоциональностью и созвучием современным танцам, позволяет исключить монотонность в выполнении движений, способствует развитию физических и эстетических качеств, укреплению здоровья. Благодаря аэробики дети скорее избавляются от неуклюжести, угловатости, излишней застенчивости, исправляют осанку, укрепляют мышцы, успешно овладевают другими видами физических упражнений. Задачи, стоящие перед аэробикой, определяют содержание и направленность занятий. К основным задачам относятся: - развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, координационных способностей; - повышение работоспособности и двигательной активности; - воспитание правильной осанки; - развитие музыкальности, чувства ритма; - нормализация массы тела; - улучшение психического состояния, снятия стрессов; - повышение интереса к занятиям физкультурой, развитие потребности в систематических занятиях спортом. Физиологическое воздействие - любая форма деятельности, включающая в себя длительное и энергичное использование крупных мышц тела, характерная для аэробики. Исследования показали, что регулярные занятия аэробикой способствуют улучшению деятельности сердца и лёгких. Эта форма упражнений уменьшает вероятность сердечно - сосудистых заболеваний. Биомеханическое воздействие - любая форма физической деятельности в результате которой возникают силы, растягивающие, сжимающие, наклоняющие, скручивающие и вызывающие вибрацию костей, мышц, суставов, сухожилий и связок. Регулярное воздействие таких сил сравнительно высокого уровня вполне желательно, поскольку механическое напряжение вызывает структурные изменения, закаливающие и укрепляющие важнейшие анатомические структуры. Например, длительное воздействие сил на тело при интенсивных упражнениях может увеличить плотностей костей, так что повышается их устойчивость к трещинам и переломам. Релаксационная гимнастика. Мышечное расслабление - важнейший компонент различных методов и способов психической регуляции. Оно способствует снижению моторной и нервно - психической напряжённости, восстановлению физической и психической работоспособности, оказывает благотворное влияние на важнейшие функции нашего организма, такие, как сон и пищеварение. Умение расслабляться является необходимым условием овладения всевозможными навыками психической саморегуляции. В связи с этим упражнения на релаксацию занимают в психотехнике одно из центральных мест. Ссылка для скачивания документа: http://school11sp.ru/data/uploads/docs/ritmika/ritmika.docx